Всероссийские и международные образовательные проекты: Программы развития школ
Название проекта | Сокращённое название | Цель проекта | Особенности проекта |
Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях, путем реализации региональных проектов и распространении их результатов | Проект 2.2 | Повышение качества образования | Идентификация школ по критериям,
разработка региональных и муниципальных программ повышения качества образования, создание стажировочных площадок, проведение курсов повышения квалификации, проведение регионального квалиметрического мониторинга |
Всероссийские проверочные работы | ВПР | Обеспечение единого образовательного пространства РФ и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений
(Письмо Рособрнадзора от 25.09.2015 №02-435 «О проведении апробации Всероссийских проверочных работ») |
1. Проведение исследования 1 раз в год.
2. Проверочные работы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и приближены по формату к традиционным контрольным работам без тестовой части. 3. Организационное сопровождение осуществляет ФГБУ «Информационно-методический центр анализа» |
Национальные исследования качества образования
|
НИКО | Развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования. (Письмо Рособрнадзора от 15.09.2014г №05-318) | 1. Проведение исследований не реже 2 раз в год.
2. Для проведения формируется представительная выборка из числа ОО, реализующих программы основного общего и среднего общего образования. 3. НИКО реализуется на основе единой организационно-технологической схемы, могут применяться бланковые технологии, технологии компьютерного тестирования. 4. Проведение исследований освещается на сайте eduniko.ru. 5. По результатам исследований проводятся межрегиональные конференции по оценке качества общего образования и публикуются аналитические материалы. 6. В пунктах проведения исследования обязательно присутствие организаторов и независимых наблюдателей. В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ. 7. Не допускается использование результатов НИКО для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. С подробной информацией о НИКО можно познакомиться на официальном сайте.
|
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» | PIRLS
PISA |
Мониторинговое исследование (Progress in International Reading Literacy Study) организованно Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). | 1. Сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. 2.Исследование проводится циклично – один раз в пять лет.
3.Для проведения исследования организаторами формируется репрезентативная выборка из числа ОО. |
Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования | TIMSS | Организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Позволяет
сравнить уровень и качество математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. |
1.Инструментарий международного исследования TIMSS включает:
— тесты достижений; — анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования); — методическое обеспечение (руководства для национальных координаторов, для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.); — программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных). 2.Для оценки по математике и естествознанию учащихся 4 и 8 классов используется современная теория тестирования (IRT – Item Response Theory). |
Международное исследование программ и стандартов школьного образования по граждановедению | ICCS | Международное исследование организовано IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievements). Цель исследования программ и стандартов школьного образования в области граждановедения – выявление особенностей подготовки школьников к активному участию в гражданской деятельности общества в различных странах мира. | 1.Основные ценности, лежащие в основе концепции авторов исследования ICCS, — «демократическое, правовое государство». 2.Изучаются не только программы и стандарты школьного образования по граждановедению, знания учащихся в этой области, но и их интеллектуальные умения, способность применять свои знания в воображаемых ситуациях, личное отношение к ряду социальных вопросов.
3.Тестовые материалы разработаны на типичных ситуациях жизни гражданского общества и носят обобщенный характер. |
Международное исследование в области преподавания и обучения
|
TALIS | Предмет исследования – среда обучения, условия работы школьных учителей | — Возможность привлечения учителей и руководителей школ к анализу образовательных процессов и разработке ключевых аспектов образовательной политики.
— Налаживание сотрудничества между правительством, Организацией экономического сотрудничества и развития, профессиональными объединениями учителей и международным консорциумом. — Опрос с использованием самозаполняемых анкет по репрезентативной выборке. — Восполнение ключевых информационных пробелов в вопросах национальной и международной образовательной практики (условий и качества преподавания, влияния учителя на эффективность обучения). |