ГБОУ ДПО ПО "ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности»

О Проекте

Цель

Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся

Главная задача

Разработка на основе системно-деятельностного подхода системы заданий для обучающихся 5-9 классов.

Заказчик

Министерство просвещения Российской Федерации

Мониторинг  формирования функциональной грамотности  — это не контроль и не проверка результатов с выстраиванием рейтингов образовательных организаций.

Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности на основе идей формирующего оценивания. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA[1]). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

За период реализации проекта (2019-2020 годы) разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной грамотности.

[1] PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

[свернуть]

Разработчики

Разработчики:

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.

Руководитель проекта — Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.

[свернуть]

Этапы проекта

2019-2020 годы — разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов;

2019-2020 годы — апробация учебно-методических материалов в 5-9 классах;

2019 год — апробация учебно-методических материалов в 5,7 классах;

2020 год — введение мониторинга с охватом до 25% образовательных организаций;

2020-2024 годы — анализ и обсуждение результатов мониторинга в 5-9 классах;

2020-2024 годы — постепенное введение мониторинга  в 5-9 классах с максимальным охватом образовательных организаций;

2019-2024 годы — повышение квалификации педагогических кадров на всех этапах мониторинга.

[свернуть]

Участие Псковской области

В мае 2019 года 10 школ Псковской области приняли участие в апробации процедур и инструментария мониторинга функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов по шести направлениям: математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление (далее – МФГ).

Участники мониторинг

МБОУ «Тямшанская гимназия»

МБОУ «Моглинская СОШ»

МБОУ «Стремуткинская СОШ»

МБОУ «Изборский лицей»

МБОУ «Новоизборская СОШ»

МБОУ «Гимназия» МО «Островский район»

СП «Гимназия им. А.Д.Петрова» МБОУ «Центр образования Опочецкого района»

МБОУ «Вернявинская СШ»

МБОУ «Гимназия им. С.В.Ковалевской» г. Великие Луки

МБОУ «СОШ №7»

Лучшие результаты показали учащиеся МБОУ «Гимназия им. С.В. Ковалевской» г. Великие Луки

[свернуть]

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественно-научная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).

Подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

Материалы МФГ можно скачать для дальнейшего использования по ссылке:

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

[свернуть]